RSS

О заявлениях застрахованных лиц об обезличивании номера страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования по религиозным мотивам

15.01.2010
Пенсионный фонд Российской Федерации в лице своих территориальных органов в силу своего правового статуса и выполняемых функций является правоприменительным органом и осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации.
   В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ) на пенсионный фонд Российской Федерации возложены обязанности по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
   Целями ведения индивидуального (персонифицированного) учета являются в частности создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица и обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой <a href=\/references/social/benefits\>пенсии</a> при ее назначении.
   Для решения указанных целей на каждое застрахованное лицо пенсионный фонд Российской Федерации открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при испольлзовании этого страхового номера в процессе учета.
   Порядок индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определен соответствующим нормативно-правовым актом, в частности Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 422), который не отменен, не изменен, не признан незаконным и подлежит применению без каких-либо исключений, что соответствует ст. 19 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что все равны перед законом и судом.
   Согласно ст. 7 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое содержит страховой номер индивидуального лицевого счета (далее СНИЛС), анкетные данные и дату регистрации в качестве застрахованного лица.
   Таким образом, страховой номер присваивается индивидуальному лицевому счету, а не человеку, и используется наряду с анкетными данными гражданина в целях учета его пенсионных прав, не заменяя собой его имени.
   Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ) граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.
   Одновременно в соответствии с этой статьей право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
   При этом в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ государство уважает установления религиозных организаций, если эти установления не противоречат законодательству Российской Федерации.
   На основании положения п. 4 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ) пенсионный фонд Российской Федерации включен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
   В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
   При этом права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначением принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.
   Исходя из смысла и применения Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, государство не может вступать в особые правоотношения с отдельной категорией граждан, если это не предусмотрено законом. Законодательство не предусматривает выдачу страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования без присвоения номера индивидуальном лицевому счету.
   Согласно ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых <a href=\/references/social/benefits\>пенсия</a>х в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) право на трудовую <a href=\/references/social/benefits\>пенсию</a> имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
   П. 19 Перечня документов, необходимых для установления трудовой <a href=\/references/social/benefits\>пенсии</a> и <a href=\/references/social/benefits\>пенсии</a> по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития и пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 16/19па5 определено, что документом, подтверждающим регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования, является страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, выданное застрахованному лицу в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.
   В соответствии с п. 26 указанного Перечня сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, необходимы для установления <a href=\/references/social/benefits\>пенсии</a>.
   Таким образом, наличие у гражданина, обратившегося за установлением трудовой <a href=\/references/social/benefits\>пенсии</a>, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования является обязательным.
   СНИЛС используется не только для ведения учета сведений о застрахованном лице, но и для учета операций, связанных с его пенсионным обеспечением в процессе назначения, выплаты и доставки пенсий.
   Таким образом, требования застрахованного лица о том, чтобы индивидуальный лицевой счет не имел страхового номера и о закрытии индивидуального лицевого счета, не могут быть удовлетворены.
   Учитывая изложенное, действия территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации в отношении регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета не противоречат действующему законодательству, поэтому требования о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и о том, чтобы индивидуальный лицевой счет не имел страхового номера, не могут быть удовлетворены.
   Кроме того, судебная практика на территории Российской Федерации показывает, что суды общей юрисдикции отказывают в удовлетворении исков о признании права быть зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования без присвоения страхового номера индивидуальному лицевому счету.
   В качестве дополнительных аргументов верующим гражданам рекомендуем ознакомиться с материалами, опубликованными в издании Саратовской епархии «Православная Вера» (февраль 2008 г.), а также размещенные на информационно-аналитическом портале Саратовской епархии, на обращение Отделения пенсионного фонда по Саратовской области по указанному вопросу к епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати